Утверждена новая Доктрина продовольственной безопасности
В документе появились новые виды продукции, также были скорректированы некоторые пороговые значения уровня самообеспеченности.
Президент Владимир Путин утвердил новую Доктрину продовольственной безопасности России. Документ опубликован на портале правовой информации. Согласно доктрине, продовольственная безопасность — одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, фактор сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшая составляющая социально-экономической политики, а также необходимое условие реализации стратегического приоритета — повышения качества жизни граждан. Глава государства поручил правительству ежегодно готовить доклады, содержащие анализ, оценку и прогноз продовольственной безопасности страны.
Как следует из документа, теперь показатель «продовольственная независимость» будет рассчитываться как отношение объема отечественного производства продукции к объему внутреннего потребления. В прежней доктрине учитывался удельный вес отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов. При этом продукция должна быть не только физически и экономически доступна потребителям, но должна отвечать требованиям качества и безопасности, необходимым для формирования рациона здорового питания, говорится в документе. 22 января в ходе встречи с представителями общественности в Липецкой области Путин отметил необходимость пересмотра структуры потребительской корзины. По его словам, в ней не хватает овощей, фруктов, рыбы и мяса.
Пороговые значения самообеспеченности по некоторым видам продукции были скорректированы: по сахару и растительному маслу уровень повышен с 80% до 90%, по рыбной продукции — с 80% до 85%. Показатели по зерну остались прежними (95%), равно как и по мясу (85%), молоку и молочной продукции (90%), картофелю (95%), пищевой соли (85%). Также в доктрине появились новые группы продукции — овощи и бахчевые, которыми страна должна быть обеспечена на 90%, а также фрукты и ягоды (минимум 60%). Кроме того, теперь в документе указано, что Россия должна быть обеспечена не менее чем на 75% собственными семенами основных агрокультур. Также теперь доктрина предполагает формирование государственного резерва сельхозпродукции на случай стихийного бедствия, непогоды или неурожая.
В документе также выделяются интересы государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период. Среди них устойчивое развитие и модернизация сельского и рыбного хозяйства, производства сельскохозяйственной продукции, кормовых добавок, развитие племенного животноводства, селекции. Также предполагается повышение эффективности господдержки производителей и переработчиков, расширение их доступа на рынки сбыта. Кроме того, в приоритете будет повышение плодородия земель и их рациональное использование, защита сельхозугодий от эрозий и опустынивания. Ранее Минсельхоз опубликовал проект госпрограммы эффективного вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развития мелиоративного комплекса, которая теперь, вероятно, будет увязана с доктриной. Также в долгосрочной перспективе государство заинтересовано в запрете ввоза ГМО-организмов, выращивания и разведения животных, генетическая программа которых была изменена.
Среди угроз обеспечение продовольственной безопасности авторы доктрины отмечают снижение темпов роста мировой и национальной экономик, ухудшение конъюнктуры рынков, снижение инвестиционной привлекательности российского сельского хозяйства и конкурентоспособности отечественной продукции. Повлиять на безопасность может и технологическое отставание от других стран, климатические изменения, господдержка другими государствами сельского хозяйства, которая может отразиться на мировой торговле, а также социальные и санитарно-эпидемиологические угрозы. В числе рисков указан и низкий уровень инвестиционной активности в сельском хозяйстве, недостаточное развитие инфраструктуры в отрасли, дефицит квалифицированных кадров.
В стратегии сформулирована и государственная политика в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Основные ее направления — рост экономической доступности качественной пищевой продукции; повышение урожайности; устойчивое развитие животноводства, селекции, семеноводства; обеспечение сбалансированной товаропроизводящей цепочки и стабилизация цен. Также среди приоритетов создание сети оптово-распределительных центров и сбыт продукции, в том числе в рамках внутренней продовольственной помощи наиболее нуждающимся слоям населения.
Доктрина продовольственной безопасности — это программный документ, формулирующий некоторые тезисы, а не конкретные решения или дорожные карты, поэтому оценивать его с точки зрения проработанности не совсем верно, прокомментировал «Агроинвестору» старший менеджер группы по оказанию услуг предприятиям АПК компании EY Максим Никиточкин. «Доктрина также не гарантирует экономическую доступность продовольствия, а только формулирует расчет данного показателя и при этом не ставит никаких целей по нему», — говорит он. По словам Никиточкина, также трудно оценивать реальную экономическую доступность продовольствия (за исключением некоторых категорий) из-за большой доли подсобных и личных хозяйств у населения.
«В целом, документ имеет некоторый справочный характер вследствие того, что достижение или недостижение пороговых показателей самообеспеченности практически не влияет ни на безопасность страны и ее жителей, ни на обеспеченность населения продовольствием, потому что импорт продовольствия открыт, не закрывается и конкурентоспособен внутренней продукции», — отмечает Никиточкин и приводит пример: страны под существенными санкциями — Иран, Ирак, Судан — показывают, что даже в их критической ситуации население не остается без продовольствия, оно продолжает импортироваться.
Скорее всего, доктрина заявляет государственные амбиции по уровню внутреннего производства в соответствующих категориях сельскохозяйственной продукции, полагает Никиточкин. «Поэтому вполне логично подняты уровни по сахару и растительному маслу, но уже постфактум, потому что данные показатели (90%) уже достигнуты, аналогичная ситуация с мясом», — говорит эксперт. По его словам, положительным моментом является включение в список фруктов и ягод, но, возможно, следовало сделать сноску и указать, что показатель считается без учета бананов. «Внутреннее производство фруктов и ягод также необходимо развивать, однако одним появлением этого показателя ситуация не изменится. Как показала практика, ситуация с внутренним производством существенно улучшается после того, как соответствующие подотрасли получают субсидирование — льготное кредитование и компенсацию части капитальных затрат», — заключил Никиточкин.
О разработке новой доктрины стало известно в 2018 году. Тогда представитель Минсельхоза говорил «Агроинвестору», что в ней будут учитываться «изменившиеся внешние и внутренние условия» функционирования АПК, в том числе введение санкций в отношении России, вступление в ВТО и углубление интеграционных процессов в ЕАЭС. «В доктрине сделан акцент на укреплении продовольственной безопасности страны, замещении импортной продукции на внутреннем продовольственном рынке и повышении самообеспеченности России основными видами пищевых продуктов», — сообщал представитель министерства.